Инновации в электросетях: чего нам ждать и как экономить с "умными счетчиками"

Зачем украинцам "умные сети", "умные счетчики" и автоматизация работы ремонтных бригад, которые сейчас активно внедряются? Будет ли от этого меньше перебоев со светом в наших домах?
  • Современные и надежные "умные сети".
  • Стабильное напряжение в сети.
  • Цифровые системы, которые с точностью до метра определяют место аварий (если они все же случаются).
  • Быстрый ремонт электросетей.
  • "Умные счетчики" в наших квартирах, защищающие от лишних расходов электроэнергии и семейного бюджета.

Все это не фантастика, а вполне реальные составляющие "Большого обновления сетей".

Об этих инновациях мы и расскажем. А начнем с того, благодаря чему стало возможным масштабное обновление инфраструктуры.

RAB: цивилизованные киловатты

Большое обновление сетей, стартовавшее в Украине в 2021 году, было запущено благодаря недавнему внедрению методики стимулирующего тарифообразования RAB, эффективно применяемой в большинстве стран Европы.

Стимулирующие инвестиции RAB-тарифы были внедрены для того, что стимулировать обновление и цифровизацию электросетей. Что это значит на практике?

Это означает, что потребителю гарантируется стабильное напряжение (а значит – защита от "сгорания" производственной или бытовой техники), сокращение до минимума аварийных ситуаций, оперативное и точное определение мест возможных поломок и быстрый ремонт, если аварии все же случаются.

В сухом остатке: благодаря стимулирующей RAB-методике, среднестатистическая семья будет меньше времени проводить без света. То есть – украинцы получают свет и комфорт в своем доме, не сидят часами в остановившемся лифте, не тратят нервы и деньги. А в будущем – за счет разумного использования подающегося электричества – и вовсе начнут меньше платить за электроэнергию. Как давно происходит во всех цивилизованных странах.

"Умные сети": все только начинается

Дав старт новой методике в нашей стране в 2021 году, регулятор в лице НКРЭКУ утвердил и новую Инвестиционную программу работ по обновлению, модернизации и строительству инфраструктуры электросетей (такой документ утверждается ежегодно для каждого оператора систем распределения). В качестве приоритетных выделены проекты по внедрению технологий автоматизации и цифровизации в сетях, чтобы в долгосрочной перспективе трансформировать текущую инфраструктуру электросетей в Smart Grid ("умные сети").

Несмотря на то, что RAB-методика применяется в Украине лишь первый год, уже сейчас очевидны положительные результаты. Так, упростилась коммуникация каждого потребителя с операторами систем распределения – появляются простые и удобные цифровые каналы и сервисы, которые позволяют решать многие проблемы или отвечать на вопросы в считанные минуты или часы.

А главное – начали реализовываться вот те самые проекты по развитию автоматизированной системы диспетчерского управления, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать техническое состояние электрооборудования. Это уже дает возможность оперативно отслеживать и устранять аварийные ситуации.

Место аварий: находить и ликвидировать быстрее

К чему мы привыкли за десятилетия существования старой системы? Традиционно об аварии в сети компании чаще всего узнают от оставшихся без света жителей районов: уровень автоматизации настолько низок, что не позволяет иногда определить даже само место поломки. В лучшем случае, вычисляется приблизительный район, после чего требуется уйма времени, чтобы найти, собственно, критический участок и устранить проблему.

В Украине иногда на это уходят долгие часы. И люди в это время сидят без освещения, отопления, парализуется жизнь целых населенных пунктов.

Сейчас же умные технологии – цифровое диспетчерское управление и датчики – дают возможность точно определить место аварии. Более того – с помощью постоянного мониторинга – спрогнозировать возможные перебои или ЧП и приготовиться к ним заранее – так, чтобы потребители даже не почувствовали дискомфорта.

Чтобы устранять аварии быстрее, компании меняют подходы в работе ремонтных бригад. Раньше ремонтным бригадам приходилось тратить по 2 часа в день на бумажную волокиту. Поэтому чтобы решить проблему неэффективного использования времени в ДТЭК Киевские электросети и ДТЭК Днепровские электросети внедрили новое IT-решение – "Мобильные бригады". На место аварии ремонтники приезжают со смартфонами с соответствующим мобильным приложением. В мобильном приложении они получают задания и отчитываются о проделанной работе. Так энергетики делают больше ремонтов каждый день.

"Умные счетчики": платить за свет меньше

"Умные счетчики" – это один из элементов "умных сетей". Зачем они нужны?

1. Умные счетчики, точно фиксируя потребление, в онлайн-режиме передают информацию потребителю и компании. Это значительно экономит наши время и силы, которые традиционно приходится тратить на считывание и передачу показаний ежемесячно, – все происходит автоматически.

2. Экономия, без особых усилий. Мы получаем возможность экономить вдвое, используя, например, большую бытовую технику ночью, за счет "ночного тарифа" – в это время суток электричество на 50% дешевле, чем днем.
Для большей части Украины такие нововведения пока непривычны. Только 10% квартир оснащены "умными счетчиками" – тогда как в некоторых странах Европы это количество приближается к 100%.
В Киеве 166 тыс. квартир имеют "умный" учет. Но благодаря новым стимулирующим тарифам такой энергогаджет оператор системы распределения (ОСР) без дополнительной оплаты установит всем киевлянам за 8 лет,а это более 1,2 млн потребителей .



Больше инвестиций – лучше сервис

Стимулирующее тарифообразование, по которому работают европейские операторы системы распределения, позволяет инвестировать в развитие и модернизацию сетей больше средств. По оценке энергоэкспертов, оно позволит увеличить объем запланированных инвестиций в улучшение качества электроснабжения в среднем на 30-40% по стране. Значительная часть инвестиций будет направлена ​​на сокращение потерь электроэнергии в электросетях и сокращение показателя SAIDI (продолжительность отключения света), а также – на развитие нового уровня сервиса для каждого клиента по принципу "все в смартфоне": это и новое подключение к сетям, и передача показателей и вызов монтера для проверки работы счетчика.

Такие мобильные помощники – чат-боты созданы в Киеве, Киевской, Одесской, Днепропетровской и Донецкой областях. Они позволяют передавать показания счетчика, узнавать о плановых и аварийных работах, заказывать услуги связанные с счетчиками.

Инновации в инфраструктуре сетей просто необходимы для предоставления современных сервисов, ожидаемых клиентами. А RAB-тарифы, стимулирующие инвестиции, ускорят модернизацию и развитие "умных" технологий.

Но вместе с тем восстановление нашей огромной инфраструктуры сетей – дело не одного дня. Компаниям понадобится несколько лет для того, чтобы качественно обновить сети и каждый украинец ощутил значительное улучшение.

Читайте также:

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Далее по теме

главное
Популярное
Самый дорогой спецтопик
Еще больше премиум предложений
Коронавирус за неделю

161 072

заболело за неделю в Украине

+96%

Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

28.99

Российский рубль (₽)

0.3715

Евро (€)

32.34

статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

36606.75

Cardano (ADA)

1.02

Bitcoin Cash (BCH)

286.61

Ethereum Classic (ETC)

24.43

Litecoin (LTC)

106.94

Theta (THETA)

2.92

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
32,45
31,95
31,00
18,28
32,50
32,00
31,00
18,29
32,58
31,58
30,33
19,07
34,09
33,79
33,68
19,48
36,49
33,42
32,92
18,75
37,38
33,14
32,84
19,08
37,50
34,25
33,84
19,64
37,50
34,25
33,84
19,64
37,59
33,40
32,00
19,01
38,97
34,25
35,97
19,68

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Выбор киевлян
Самые популярные станции метро
"Академгородок" - 5,86 млн пассажиров
"Академгородок" - 5,86 млн пассажиров
"Лесная" - 5,26 млн пассажиров
"Лесная" - 5,26 млн пассажиров
"Вокзальная" - 4,59 млн пассажиров
"Вокзальная" - 4,59 млн пассажиров
"Левобережная" - 4,45 млн пассажиров
"Левобережная" - 4,45 млн пассажиров
"Минская" - 4,33 млн пассажиров
"Минская" - 4,33 млн пассажиров
1 /2

TV News

Covid’19

Главные темы

Погода

Гороскоп

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять